"Цветные ладошки"
Программа занятий
Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности.
Изучение психологического механизма развития способности, восприятия художественных образов привело к выводу о взаимосвязи видимых свойств образа с имеющимся у ребенка эстетическим опытом. Полнота и точность образов восприятия зависят, в связи с этим, от овладения детьми выразительными средствами, которые ребенок присваивает так же, как всю духовную культуру, и уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта. Таким образом, на протяжении дошкольного детства развитие способности к восприятию и созданию художественных образов проходит путь от элементарного наглядно-чувствительного впечатления до возможности передачи стилизованного образа адекватными выразительными средствами.
Особенности возраста обуславливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрывание. Без этого ребёнку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие. В силу возрастных особенностей маленький ребёнок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь продуманным образом и действием. Поэтому любой вид продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности.
Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер. Дети дошкольного возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами, инструментами и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Дошкольники разных возрастов с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают « на глаз» и тактильно художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разными приёмами особенности бумаги, красок, пастели, восковых мелков, ткани, природного материала.
Задачи:
- поддерживать интерес детей к народному и декоративному искусству (дымковская, филимоновская, белгородская игрушка, семёновская матрешка и т.д.);
- знакомить с произведениями разных видов изобразительного искусства (живопись, книжная графика и т. д.);
- поощрять интерес детей к изобразительной деятельности;
- расширять тематику детских работ в согласовании с содержанием раздела «Познавательное развитие»;
- поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты, а так же явления природы и яркие события общественной жизни;
- учить самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни, художественной литературе;
- помогать выбирать сюжет коллективной работы;
- обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении;
- учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор;
- показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект;
- поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли;
- поддерживать личностное творческое начало;
- учить передавать характерные особенности изображаемых объектов;
- знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги;